В числе наиболее популярных запросов связанных с продвижением товаров и услуг в сети Интернет неизменно фигурируют комбинации из слов "бесплатно" и "своими руками". Насколько это реально и какие подводные камни встретятся на пути "бесплатного" продвижения в сети?
Для начала отвечу на самые злободневные вопросы:
Можно ли самому сделать сайт?
- Да, это достаточно легко провернуть с помощью одного из бесплатных конструкторов сайта.
Можно ли самому попасть в топ 10 Яндекса?
- Можно. В современном SEO очень многое завязано на качественной и плодотворной работе над сайтом. Будете его развивать, не допустите серьезных ошибок и какие-то запросы в топ обязательно выйдут.
Можно ли самостоятельно настроить и вести контекстную рекламу, SMM, делать e-mail рассылки?
- Конечно. Большинство сервисов позволяющих работать по основным направлениям в интернет-маркетинге легко доступны и имеют достаточно подробное описание, которое позволяет освоить представленный инструментарий.
Стоит ли самому заниматься интернет-маркетингом?
Безусловно... нет. Без опыта велика вероятность совершить огромное количество ошибок и банально слить свои бюджеты в пустоту. Чтобы получить эффект необходимо пройти соответствующие курсы и какое-то время на практике осваивать выбранные инструменты. Желательно, чтобы в этот момент рядом с вами находился специалист способный уберечь вас от ошибок и направить в нужном направлении.
О платной бесплатности
Подавляющее большинство желающих своими руками продвигать свои товары и услуги в Интернет не ставят своей целью освоить новое направление. Главная цель - сэкономить. И это самое большое заблуждение, на котором отлично... гм... зарабатывают разнообразные сервисы, в том числе и бесплатные конструкторы сайтов.
В чем подвох?
- Платить все равно придется в большинстве случаев.
- ваше время не бесплатно. Вы просто забираете эти часы у своей семьи и основной работы. Фактически вы нанимаете себя и платите самым дорогим - своим временем. Давайте посчитаем расходы. В среднем специалист сделает ту же самую работу в 2-3 раза быстрее, чем вы. Час фрилансера стоит 10-15 у.е. Т.е. для того, чтобы было выгодней заниматься всем самому свое время нужно оценивать в сумму менее 5 у.е. в час.
- есть такое понятие как упущенная прибыль. Посчитать ее сложно, но ошибки в проектировании сайта, некачественные тексты и плохо проработанная стратегия SMM может не просто сократить количество потенциальных клиентов, но и оттолкнуть тех, кто пришел к вам целенаправленно, например, через рекламу на радио.
Подводные камни самостоятельного продвижения
Перечислять все возможные проблемы, которые могут встретиться на вашем пути просто нереально, поэтому я остановлюсь на самых основных.
Создание сайта
- Сайт не продает. Продающий сайт создать совсем не просто. Нужна проработанная структура на основе собранного семантического ядра, продуманное юзабилити и масса иных, вроде бы и не важных мелочей. Не заточенный на продажи сайт может существенно увеличить стоимость привлечения клиентов через Интернет.
- SEO. Далеко на всегда конструкторы сайтов и бесплатные CMS дают необходимый функционал для организации продвижения в поисковых системах.
SEO продвижение
- Устаревшие материалы. В сети очень и очень мало актуальной информации по продвижению, которая была бы подана понятным языком. Не менее трудно подобрать и курсы, которые реально дают нужные знания. А главная проблема - даже профессионал не всегда может отличить реально работающую методику, от выдумки автора статьи или курса.
- Санкции со стороны поисковых систем. Основные поисковики (Яндекс и Google) крайне негативно реагируют на попытки манипуляций с поисковой выдачей. Есть целый спектр алгоритмов и ручных санкций, которые могут на месяцы и даже годы выбросить сайт из поисковой выдачи, тем самым перечеркнув все ваши усилия.
Контекстная реклама
Здесь все предельно просто. За рекламу придется платить. Зачастую - много. Соответственно платить придется и за все свои ошибки. Причем не только в настройке рекламы, но и за те, которые были допущены на этапе создания сайта. Профессионально настроенная рекламная кампания обойдется дешевле.
SMM
На мой взгляд, в данной сфере главной проблемой является время. Профессионал соберет ЦА, подготовит план продвижения, а также проанализирует результаты, гораздо быстрее. На то что у профессионала займет 1-4 месяца у вас может уйти больше года.
Вывод: самостоятельное продвижение в Интернет - это вотчина начинающих предпринимателей, у которых чисто физически нет средств на услуги профессионалов, а также людей, которые планируют в уже ближайшем будущем ничем профессионалам не уступать. В последнем случае начинать стоит с качественных курсов по выбранным инструментам, а затем необходимо обзавестись консультантами. При этом лично я рекомендую время от времени заказывать аудиты свой деятельности у сторонних специалистов.
ВАЖНО!!! Помните, в интернет-маркетинге не существует волшебных методик и таблеток. Все результаты достигаются за счет четкого планирования и большого объема работы. По щелчку пальцев клиенты из сети на вас не посыплются. Ну и в завершении небольшая иллюстрация к данному тезису. Именно так глазами профессионала выглядит большинство быстрых, недорогих и эффективных методик:
Скупой, как говорится, платит дважды желание сэкономить может пагубно повлиять на качество, в следствие этого, те же самые затраты на привлечение клиентов будут больше
и хорошо если дважды. Особенно в контекстной рекламе. Заглядывали как-то одни ребята... сэкономили сначала на сайте, потом на настройке директа (там с консультантом Яндекса все просто). В итоге почти 300 000 ушли на привлечение 0 клиентов.
А средний чек 5000т рублей Ко мне тоже приходили с подобными случаями, самое интересное, что платили предыдущим подрядчикам довольно крупную сумму
да, у нас примерно такой же ценник. Проблема выбора качественных специалистов в нашей сфере стоит остро. Пытаюсь в рамках этого блога хоть какие-то варианты отсеивания откровенных мошенников дать.. Но пишу и сам вижу, что непростой это вопрос, даже для подготовленного человека. Ценник в качестве критерия точно не подходит.