Совсем немного осталось до главного события этого года - Чемпионата мира по футболу, который пройдёт в нашей стране. Россия впервые в своей истории станет страной-хозяйкой мирового чемпионата и впервые чемпионат будет проведён в Восточной Европе. Также в первый раз этот праздник состоится на территории двух частей света — Европы и Азии. Всё это красивое описание говорит о том, что наш ждёт грандиозное мероприятие мирового масштаба, и многие бизнесмены задумываются, как можно заработать на этом. Большинство компаний, включая и международные гиганты различных индустрий, разрабатывают стратегии, закупают продукцию, и заключают лицензионные соглашения с правообладателем товарных знаков. Именно заключение таких соглашений гарантирует бизнесу правомерное использование конкретной символики предстоящего чемпионата и легальный заработок.

Кто же является этим правообладателем? По данным Роспатента основным владельцем прав на товарные знаки является швейцарская компания "Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА)". Мы насчитали более 40 товарных знаков, зарегистрированных в патентном ведомстве Российской Федерации, включая международные товарные знаки. Здесь можно встретить и названия городов с указанием года проведения этого события, и аббревиатуры ФИФА на различных языках, логотип Чемпионата, и конечно же главный его символ - Забиваку. Самыми ходовыми товарами по лицензии, разумеется, станут сувениры и игрушки в виде Забиваки и эмблемой чемпионата мира по футболу. На данный момент ни одна лицензия ещё не зарегистрирована Роспатентом, видимо причиной тому явился долгий срок регистрации прав в патентном ведомстве. Хотя возможно, что продажа лицензий планируется на начало лета и скоро лицензиаты смогут начать продажу легального товара с российских прилавков.

Лицензионные соглашения или, говоря юридическим языком, лицензионные договоры - это такой тип соглашений, где одна сторона передаёт право пользования объектом интеллектуальной собственности другому лицу на определенных условиях. Главным плюсом данного вида договора, безусловно, является то, что право использования тем или иным объектом закрепляется в государственном реестре, то есть любое юридическое лицо может получить такое право. И такое право обязательно регистрируется в Роспатенте определенным образом. В случае же, если кто-либо без ведома и разрешения правообладателя использует товарный знак/патент/авторские права и т.д., то для такого лица наступают очень много юридических последствий, от административных, в виде штрафов, до уголовных. Поэтому очень важно перед тем, как приступить к заказу сувенирной продукции с изображением главного символа Чемпионата, проконсультироваться с юристами, договорившись об использовании тех или иных элементов, которые пусть даже отдалённо, но будут напоминать символику Чемпионата или его часть.

Патентные поверенные нашей компании советуют придерживаться следующих правил:

1. Если Вы изъявили огромное желание использовать на своей продукции что-либо, касающееся символики Чемпионата мира по футболу, Вам необходимо через юристов или напрямую обратиться в ФИФА, чтобы заключить лицензионный договор. Составление таких договоров и процедуру их регистрации в Роспатенте можно осуществить через наше агентство "Таумарк".

2. В случае, если каким-то образом Вы уже используете логотипы ФИФА без разрешения, нарисовали на своём интернет-магазине логотип предстоящего Чемпионата, продаёте продукцию с символикой этого события, и совсем не задумывались о получении официального разрешения, мы настоятельно рекомендуем либо удалить такую продукцию и всю символику, либо запросить официальное разрешение у лицензиатов (тех, кто уже получил разрешение), либо придумать что-то своё, уникальное, и зарегистрировать его в качестве товарного знака.

3. Исходя из заявлений ФИФА лицензиаты, то есть покупатели лицензий, смогут продавать сублицензии. Таким образом, Вы имеете право заключить сублицензионный договор. Такой договор также в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Напоминаем, что без такой регистрации в Роспатенте, без оплаты соответствующей госпошлины, данный договор будет недействителен, соответственно могут быть негативные последствия такой "недосделки".

4. Активно продвигать свои товарные знаки в преддверии Чемпионата мира по футболу в России, защищать их свидетельствами, подавать заявки на интересные с Вашей точки зрения названия в Роспатент, искать новых партнеров, которые могут помочь в продвижении Вашего бизнеса в период проведения Чемпионата. От этого могут выиграть все стороны процесса.

Если следовать этим рекомендациям, можно не только обезопасить свой бизнес, но и приумножить свой капитал. Главное спортивное событие этого года обязательно войдёт в историю мирового футбола и в историю Вашей компании.


Патентный поверенный, Ренат Халиуллин.

© г. Казань, 03.05.2018 г. Все права защищены.