Много компаний сейчас пытаются следовать модному веянию «Франшизе», и в стремлении побыстрее запустить такую франшизу, заработать как можно больше денег, совершенно забывают об основах любой франшизы – это интеллектуальная собственность. Причём не просто интеллектуальная собственность, а защищенная интеллектуальная собственность: зарегистрированный в государственном реестре товарный знак (знак обслуживания), ноу-хау, защищенное в определенном режиме, патенты и т.д. Очень много компаний запускают франшизу, даже не подав заявку на товарный знак. Это чревато очень большими последствиями, как для самого франчайзера, так и для каждого из франчизи. Можно потерять не только саму франшизу, но даже и бизнес целиком (например, если Вы используете при этом чужой товарный знак). Поэтому, если Вы приняли решение окунуться в чудесный и манящий мир франшиз, потрудитесь хотя бы провести мониторинг сходных до степени смешения товарных знаков, и прогуглить интернет на предмет компаний, которые уже могут использовать похожие названия.

Как Вы думаете, стоит ли открывать франшизу при незарегистрированных объектах интеллектуальной собственности? Так вот, могу сразу сказать, что в идеале для начала работы франшизы нужно соблюсти следующие моменты:

1. Провести проверку товарного знака (оригинального названия и картинки), разработки (патента) по специализированным базам данных, провести анализ возможности регистрации того или иного объекта.

2. После проведенного поиска по базам данных и после проведенного анализа сразу подать заявку в Роспатент на каждый объект (товарный знак, патент), получить номер заявки.

3. В случае, если в компании есть уникальные технологии (так называемое ноу-хау: рецептуры, структуры и т.п.), которые будут передаваться по франшизе, нужно ввести в своей компании режим коммерческой тайны, создать определенные условия, при которых доступ к этой коммерческой информации имели бы ограниченный круг лиц.

4. Защитить авторские права на оригинальные картинки (логотипы), уникальные способы ведения бизнеса, оригинальную структуру своего сайта, уникальный контент сайта и т.д.

5. Чётко осознавать что Вы будете передавать по договору франшизы, на каких условиях, какие риски у Вас могут возникнуть при продаже франшизы.

6. Вовремя вносить изменения в любые зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, патенты, программы для ЭВМ), в противном случае можно потерять права на них, или столкнуться с большим количеством проблем.

7. Тщательнее выбирать франчизи под себя.

Соблюдение этих простых правил позволит Вам не только расширить свой бизнес, но и заложить прочную юридическую основу для своего развития. Успехов Вам и Вашему бизнесу.

© Патентный поверенный Халиуллин Ренат Рамилевич, ООО "Таумарк", 03.08.2017 г.