Нет продукта – нет клиента, остальное «от лукавого». Ты должен любить своё дело, бизнес – ревнивая женщина. Должна быть концентрация только на нём.

Любовь к клиенту – очень интересная штука. Дело в том, что любить клиента не надо. Всё начинается с чего? Сначала ты учишься любить себя, ты делаешь для себя. Ребенок, если захотел кушать, то он сразу кричит или хватает руками еду. Следующий этап, ты начинаешь любить себя не только сегодняшнего, но и завтрашнего. Ты уже способен отказаться от сегодняшнего блага ради того, чтобы потребить завтра больше. Это – второй шаг. Потом ты понимаешь, что кроме тебя, есть еще кто-то, и начинаешь любить другого человека, который рядом с тобой. Это – уже прогресс, ты научился любить другого и делать ему хорошо. Ты это делаешь и понимаешь, что-то тебе от него вернётся. Это условно, третья ступень, то что называется, любить клиента. Четвертый уровень, когда клиент тебе говорит: «Слушай, не надо меня любить, люби моих клиентов». И ты понимаешь, что тебе надо любить не себя сейчас, и не себя завтра и не вот этого конкретного человека или возглавляемую им группу людей. Ты понимаешь, что залог успеха в том, что ты любишь, концентрируешь свое внимание на удовлетворении интересов тех, кого обслуживает твой клиент. И так шаг за шагом, ты отодвигаешь свой горизонт любви от себя сейчас к себе завтрашнему, полезавтрашнему, к себе через 5, 10, 50 лет и даже к себе уже перешедшему в мир иной (ты уже умер, а дело твое расцветает). Ты отодвигаешь свой горизонт любви от себя и от родных людей, которые каждый день рядом с тобой (жена, дети, друзья, родители), к людям которых ты совсем не знаешь, и которые еще даже не родились. Так становятся по-настоящему успешными людьми, в том числе предпринимателями. Не так важно какие обороты у твоего бизнеса. Важна его устремленность в бесконечность. В этом смысле парикмахерская где-то на окраине мира может быть круче самой крупной транснациональной корпорации. Прекрасная живая бабочка лучше, ценнее, мертвой разлагающейся туши, пусть даже и самого крупного на свете динозавра. Динозавр конечно тоже может быть вполне неплох, если он живой и симпатичный.
Когда мы говорим о том, что надо любить клиента, твоего клиента, мы говорим о рынке B2B.

Примерно то же самое работает с рынком B2С. Ты любишь не самого человека, а любишь ощущение правильности, красоту. Великие произведения делаются не для конкретного человека. Великое делается вообще не понятно для кого. Первая рекомендация начинающему писателю: «если можешь не писать, не пиши». Напомню слова всем известного классика: «не продается вдохновение, но можно рукопись продать». Если ты придёшь к художнику и скажешь: «Нарисуй мне эту гору» – он не нарисует шедевр. НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНИЕ! В этом смысле, спрос, не рождает предложение. Качественное предложение, «фишка бизнеса», рождается из вашей души, из пространства вариантов, из вселенской базы данных, формулировки разные, кому как нравится. Как таблица Менделеева – из ниоткуда. То, что получается в результате рождения шедевра, в случае с Александром Сергеевичем это рукопись, оно конечно продается. Но не наоборот. У нас же люди путают причину со следствием. Как в случае «карго культа». Идея у людей такая: «дайте мне денег и я вам такооооой бизнес сделаю!!!». Не сделает. А если и сделает, то это ненадолго. Сначала порыв души, потом «рукопись», потом деньги. Только в таком порядке, а не наоборот.

Как я думаю, создатели Apple не работали под какую-то задачу, им просто хотелось, чтобы был такой хороший компьютер, на котором кайфово работать. То, что ещё клиентов насыпалось, лишь побочный эффект.

Клиент – важная часть уравнения хороших продаж, но любить нужно не его, любить нужно всё уравнение. Главное тут не обманывать самого себя и действительно любить свой продукт, и клиенты приложатся вам.