В разных источниках в интернете можно найти массу академических статей о том, что перепроверить и перелистать перед налоговой проверкой. Но давайте будем честными сами с собой, за те несколько дней (в лучшем случае), которые у вас есть до прихода инспекторов, перелопатить весь учет за три года невозможно.

Самое разумное, начать готовиться к этому событию года за три до его начала. И тогда есть большая вероятность, что этого вообще получится избежать.

Конечно, такой совет рассчитан на те компании, которые собираются работать и процветать, не занимаясь с периодичностью 2-3 года закрытием старых и открытием новых фирм с тем же названием, адресом и составом учредителей.

С введением новой декларации по НДС у инспекторов появился мощный инструмент предпроверочного анализа и в первую очередь в плане проверок оказываются организации на ОСНО, т.е. плательщики НДС. Новая декларация позволяет выявить "налоговые разрывы" между начислением и уплатой НДС. Чем больше у вашей компании подобных разрывов, тем выше риск проверки. Также риск повышается, если вы активно пользуетесь услугами посреднических организаций, сдаете много уточненных деклараций по НДС, не корректируя при этом декларацию по налогу на прибыль, не реагируете на требования о даче пояснений.

Если ваша компания попала в план выездных проверок, полностью избежать штрафов и доначислений вряд ли удастся, особенно, если вы используете серые схемы, но попытаться уменьшить негативные последствия можно.

Будет у вас проверка или нет, как она пройдет и с какими результатами, во многом зависит от того, как руководитель относится к ведению бухгалтерского учета.

В своей практике я встречаю массу компаний, у которых вся бухгалтерия находится в СБИСе, то есть бухгалтер просто набивает отчет с какими-то среднепотолочными цифрами, которые не имеют документального подтверждения, сдает его вовремя, и все вроде бы хорошо, до определенного момента.

Выводы:

  • Во-первых, для того, чтобы подготовиться к налоговой проверке надо найти хорошего бухгалтера, причем не важно, штатного или аутсорсера, все зависит от конкретного человека. Как и где искать, тема для отдельной беседы.
  • Во-вторых, доверять бухгалтеру. Это значит, что бухгалтер должен знать истинную сущность всех операций компании и все бизнес-процессы, чтобы иметь возможность вовремя предпринять меры по минимизации рисков. Своевременно приносить документы и сообщать обо всех проведенных сделках.
  • В-третьих, если проверка все-же пришла, провести сотрудникам инструктаж , как себя вести и что говорить налоговым инспекторам.

Если вы выполнили первые два пункта, есть шанс обойтись небольшими потерями.