У меня есть опыт слияния компаний, когда моя компания, которая занималась надзором в сфере строительства, объединилась с другой. Моя компания быстро росла, а компания партнёра на тот момент застопорилась. В слиянии мы увидели некую синергию.

Я считаю, что любые слияния компаний, неважно, профильных или непрофильных, должны нести некий смысл. Не просто органический рост ради роста, а приобретение каких-то дополнительных компетенций. В консалтинге это особенно актуально, потому что постоянно приходится искать новые и новые практики, новых партнёров, которые приходят со своими командами и встраиваются в компании.

Происходит это по-разному: либо бизнес выкупается вместе с людьми, либо просто берётся команда. Всегда ты делаешь выбор, готов ты делиться долей в компании или тебе проще заплатить деньги и купить. Мой многолетний опыт показывает, что всегда лучше есть кусок от большого вкусного торта, чем грызть свой беляш.

Я вижу много предпринимателей, которые не готовы делиться своим бизнесом ни с кем, занимаются им всю жизнь и боятся избавиться. Я думаю, что это ошибка, потому что плох тот предприниматель, который не мечтает выйти из бизнеса и продать его. Я очень много бизнесов запускал, выходил из них, продавал и запускал новые. Это движение позволяет тебе находить себя в новых нишах и не застаиваться – ни голове, ни рукам.

И не жалеть о продаже. Бизнес – это не дитё, которое всю жизнь должно быть рядом с тобой. Бизнес – это дитё, которое ты вырастил, обучил, и оно пошло дальше. Ты его отпустил и радуешься, как все замечательно происходит.

Вот, например, есть у меня 100 рублей. У него есть 100 рублей. Вместе 200, и что мы с этого получим? Ничего не получим! Если у меня есть компетенции, которых нет у него или наоборот, то объединять бюджеты нужно.