В моём случае подрядчиками являются художники.

Первичный отбор проходит визуально, то есть, к нам на почту постоянно приходит очень-очень много заявок от разных художников, которые работают в разных стилях, разных направлениях. Возрастная категория у них тоже самая разная. Если я вижу в заявке, что мне может понадобиться стиль этого человека в определённом проекте, мы его заносим в базу. Если я понимаю, что человек со своим стилем не совсем то, что нам необходимо, мы благодарим его за интерес в проекте и искренне желаем творческих успехов. У тех, кто мне приглянулся, мы запрашиваем изображения из их портфолио, которые можно скачать, и заносим в базу. Как правило, я жду когда соберётся какое-то количество художников, которых я одобрила, и делаю повторный отсев.

Кстати очень важный момент, что каждый художник, которого мы размещаем у себя на ресурсах, даёт письменное подтверждение, что мы можем использовать его изображения работ в соцсетях и на сайте. Естественно, с упоминанием автора. Всё открыто и прозрачно.

Последним и самым важным этапом является тестирование художника. Когда я понимаю, что у меня сейчас назревает какой-то заказ, начинается подбор художников. Допустим нужна роспись новогодних шаров и мне нужен художник, работающий в определённом стиле. Я делаю отбор сперва из тех, кто размещён уже на сайте, а после поднимаются портфолио из базы. Тестирование обязательно, как минимум потому что не всегда тот, кто рисует картины, может расписать новогодний шар. На тестировании первым делом мы пробуем рисовать логотипы, это самая сложная часть. Нарисовать живописный натюрмортик на новогоднем шаре или котика-собачку – это полдела. Нарисовать логотип, который соответствует определённому стилю и параметрам, – это совсем другая история и самая главная. Клиенту может быть плевать на рисунок, но ему важен логотип. На тестировании мы смотрим как человек работает на разных поверхностях. Очень часто бывает такое, что тот, кто круто рисует холсты, не умеет расписывать. Хотя я вижу, что его стиль росписи на холсте может лечь хорошо на кожаный блокнот, и, если у него нет опыта, я его обучаю.

Как правило за час работы с художником я понимаю, могу ли я с ним работать, сколько у него опыта, насколько он адекватен, насколько у него набита рука, как он может работать с материалами, как быстро он работает. Понятно, что многие нервничают при первом тестировании. Я с ними много разговариваю, их это расслабляет. Также во время тестирования я смотрю на их самостоятельность. Очень часто бывает такое, что я могу дать карандашный эскиз, и мне необходимо, чтобы художник мог сам его сделать в цвете, либо сходу придумал прикольного интересного петушка. 2017 год петуха, поэтому сейчас это главная тематика. Допустим, сегодня ко мне приезжала женщина с очень большим опытом в живописи, она аккуратно и красиво всё делает. Пробовали мы изначально логотипы на блокнотах из кожзама. Первое, что я ей дала, – это логотип компании, которая заказала у меня 50 блокнотов. Я увидела, как она работает, насколько детально ко всему подходит, насколько соблюдает пропорции, как у неё ровно ложится краска. Я поговорила с ней и узнала, чем она занимается, чем дышит, какая у неё жизнь, какая у неё загруженность, – это тоже важно.

В идеале нужно, чтобы один заказ выполнял один художник. Если у меня 100 экземпляров, это потребует полной загруженности человека в проекте. К сожалению мы не застрахованы и от ошибок. Даже те люди, которые прошли тест, не всегда выдают должный результат. Работа может быть сделана менее аккуратно, может отличатся по стилистике, либо ещё что-то. Чтобы подстраховаться, мы всегда даём исполнителю меньше времени, чем прописано в договоре с заказчиком. Если клиенту надо сделать за две недели, то у художника есть одна неделя на выполнение заказа.

На днях у меня была очень некрасивая ситуация с художником. В субботу девочка сдала мне вторую партию матрёшек, которую я ей давала на роспись. Первая партия была более-менее сносной, хотя она выполнила её не совсем в соответствии с эскизом. Но я допустила эту возможность, что, наверно, было моей ошибкой. Для клиента качество было приемлемо, но мой глаз видел, что готовая работа очень сильно отличается от эскиза. Вторая партия, которую она вернула, получилась просто ужаснейшая, мне пришлось половину её работ затирать, то есть, убирать рисунок и наносить всё заново. В этой ситуации я предоставила художнику большой документ с указанием всех косяков, что были допущены, с указанием того, что мне придётся переделывать и делаю перерасчет. В то время, как испорченную основу я исправляю сама или отдаю в работу другим художникам.

В том, что художники работают удалённо, есть проблема: я не могу оперативно вмешаться в процесс, не могу оперативно что-то проконтролировать, подправить. Это минус, когда нет своей студии. Но в своё время я предлагала художникам возможность приходить в студию и работать, на что они ответили, что им удобнее рисовать дома. С одной стороны, это проблема, с другой стороны – проверка на вшивость. Видно насколько художник добросовестно относится к своей работе, своему имени и вообще к репутации студии. Это хорошая школа, если человек один заказ отработал и понимает, что это его имя и его деньги, он будет работать со мной и дальше. И проверенным художникам я буду давать заказы в первую очередь. По поводу мастер-классов и тимбилдингов – то же самое. Я смотрю, как люди общаются, как ведут себя среди большого количества людей. Если человек справляется, отправляю на мастер-класс даже без моего участия.