Первым делом нужно понять зачем инвестору твой бизнес. В какой-то момент надо встать на сторону инвестора. Например, я работаю в венчурном бизнесе и для венчурного инвестора ключевым фактором является возможность на протяжении четырех лет десятикратно увеличить сумму, которую он вложил в бизнес.

Почему такая высокая ставка? Потому что высокие риски. Как раз венчурные инвесторы обычно входят в нетрадиционные сферы, в которых еще нет проверенных бизнес-моделей. Венчурному инвестору нужно извлечь выгоду – за четыре года вернуть сумму в десять раз больше, чем он вложил. У любого инвестора всегда есть альтернатива положить деньги в банк или вложить в акции, которые можно быстро продать в случае падения цены. В небольшой частной компании продать долю практически невозможно. Поэтому инвестиционные предложения для венчурного инвестора типа «через три года верну все вложенные деньги» не звучат интересно – этого можно добиться, положив деньги в банк.

Первое – какова рентабельность. Второе – на сколько то, что вы делаете, соприкасается с интересом самого инвестора. У венчурных фондов и на бизнес-ангелов есть своя специфика. Одни инвестируют в медицину, другие – в IT, третьи – в энергетические технологии. Смотрите, соответствует ли инвестор вашей сфере деятельности.

Если двигаться дальше, переходя от рентабельности и соответствия сферы, возникает еще вопрос: будет ли вам вместе с этим инвестором комфортно. Инвестор – это партнёр в бизнесе, прямо как жена. И скорее всего будут периоды, когда в вашем бизнес-плане не всё пойдет как надо, и будет много битой посуды.

Он для вас должны быть тем партнёром, с которым вы сможете пройти долгую дорогу длиной в несколько лет. Вы можете поговорить с теми, кто ранее привлекал инвестиции этого человека. Узнать, как с ним шли дела, легко ли решались вопросы. Этот тот маркер, который позволит принять решение.

Идеальный запрос к инвестору, который я бы хотел видеть, когда компания ко мне приходит и говорит: «Дмитрий, здравствуй, я знаю, что у тебя есть опыт построения компании с продажами В2В. Этот опыт мне очень важен, а также я знаю, что в твоём портфеле есть компания «А», компания «В», компания «С». Мы делаем продукт, который дополняет предложения этих компаний на рынке. С одной стороны мы быстрее будем расти, если встанем в их каналы, а с другой стороны они будут быстрее расти, за счёт дополнения нашим предложением их клиентов на рынке».

То есть мы не только финансово выгодны друг другу, но и будем полезны дополнительной синергией вокруг бизнеса.