Поисковое продвижение дает широкий простор для маневра разного рода недобросовестным подрядчикам. Получить базовое понимание специфики совсем не сложно, построить красиво переговорный процесс – тоже.

Однако есть определенные нюансы, на которые стоит обратить внимание при выборе подрядчиков. К сожалению, дело усложняется тем, что многие «фишки» мошенников доказали свою эффективность и некоторые вполне добросовестные специалисты их также применяют. Итак, на что стоит обратить внимание:

Обещания

SEO специалисты влияют на вероятность попадания сайта в топ поисковых систем. Не существует физической возможности гарантировано добиться определенных результатов. Поэтому любые гарантии уже сами по себе вызывают сомнения. Оптимальной схемой работы на сегодняшний день является жесткая привязка бюджета к объемам фактически проделанной над развитием сайта работы или же человеко-часам. К контракту могут прикладываться KPI, призванные оценить эффективность от проделанной работы. Не более того. По другой схеме серьезные игроки на рынке практически не работают.

Перейдем непосредственно к обещаниям:

Рост трафика

Трафик из органической выдачи зависит от позиций сайта. Нельзя гарантировать позиции, а значит нельзя сделать качественный прогноз трафика. Допустим, что мы смогли гарантировать позиции. Но даже в этом случае, чтобы сделать прогноз трафика нам нужно: точно знать все позиции всех ключевых слов в топе, знать соотношение показов/переходов по каждому ключевому слову (зависит от сниппета), знать специфику выдачи по каждому ключевому слову (количество рекламных объявлений, наличие карт, картинок, видео и сервисов типа яндекс.маркета, что снижает кликабельность естественной выдачи). Т.е. для адекватного прогноза нужно провести огромный объем аналитической работы и при этом точно знать на каких позициях будут ключи через 1, 2, 5 и т.д. месяцев. Никто просто так этого делать не будет. Единственный легко доступный вариант просчета трафика – оценка успехов конкурентов. Но и он имеет ряд недостатков.

Трафик должен расти, трафик будет расти, но конкретные цифры называть крайне сложно.

Рост продаж

И тем более кратный рост продаж. Для начала, у подрядчика на старте не может быть информации об объемах Ваших текущих продаж, а значит и увеличить неизвестную цифру в несколько раз достаточно трудно. На продажи влияют: объем трафика на сайт, конверсия сайта, эффективность отдела продаж, конкурентоспособность товара или услуги, адекватная цена, сопутствующий сервис, репутация бренда и т.д. SEO специалисты напрямую влияют на объем трафика и могут помочь с конверсией. Все остальные аспекты находятся за пределами их компетенции. О каком росте продаж может идти речь? Рост продаж становится следствием качественно проделанной работы, но только если у Вас есть достаточно прочный фундамент из качественного продукта и отличных цен. Насколько реально оценить Ваши перспективы до полноценного анализа всего бизнеса? Сколько на это уйдет времени и денег подрядчика? Думаете кто-то реально будет это делать?

Решение всех проблем

SEO – это лишь рекламный канал. Один из многих. С его помощью не получиться решить проблемы с плохой логистикой, залежалым товаром и высокими ценами. SEO решает лишь одну проблему – привлекает трафик из поисковых систем. Т.е. помогает людям увидеть Ваше предложение. Не больше, не меньше. Современные сеошники, и я в том числе, могут помочь адаптировать Ваше предложение для пользователей Интернет, будут работать над конверсией сайта, но все проблемы бизнеса так не решить. Если Вам обещают волшебную таблетку для успеха, то стоит относится к таким предложениям с изрядной долей скепсиса. Более того, есть товары и услуги, которые просто на покупают в Интернет. Поэтому гарантировать успех можно лишь в одном случае – если специалист уже работал с данной тематикой и представляет каких показателей можно добиться, но даже в этом случае нужно время на то, чтобы вникнуть в специфику именно Вашей компании.

Бюджет и объем работы

Не бывает больших и маленьких бюджетов. Оценивать нужно исключительно то, что будет происходить с сайтом. Если на вопрос о том, что будут делать подрядчики и сколько это стоит начинают делать страшные глаза и вещать о сложном технологическом процессе… Тогда два варианта: вас пытаются обмануть или перед вами представители «черного SEO» (технологии последних действительно не разглашаются, но для продвижения корпоративного сайта я бы не рекомендовал их использовать). Продвижение сайта это вполне определенный объем работы, который можно без особых проблем разложить по полочкам: сбор семантического ядра, оптимизация сайта, доработки дизайна и программного кода сайта, подготовка контента и т.д. и т.п. Некоторые сеошники все еще пытаются скрывать свои технологии продвижения, но чаще к подобным методикам прибегают все же люди, которые или не собираются ничего делать, или банально не владеют в должной мере технологией и просто не могут объяснить свои действия.

И что с этим делать?

Если обозначил проблемы – дай решения. Именно так я и поступлю:

Обещания

Вам обещают рост трафика и рост продаж? Отлично. Попросите прописать это в договоре и вернуть все деньги в случае неисполнения обещаний. Только именно вернуть, т.к. обычно прописывается сокращение бюджета. Подрядчик выполнил половину обещаний? Пусть возвращает половину потраченных на него денег. Большая часть «специалистов» Вас более не побеспокоят. Ну а те из них, кто реально что-то может, пропишет в договоре те условия, которые точно сможет выполнить. Да, они будут много ниже средних показателей и далекими от обещанных, но это не важно. Если при соблюдении прописанных условий для Вашей компании сотрудничество остается выгодным, то можно относительно спокойно на это соглашаться.

Бюджет и объем работы

Попросите четко прописать в договоре что конкретно будет делать подрядчик и сколько это стоит. Тогда вы легко увидите, за что платите. Избегайте расплывчатых формулировок типа: «поддержание позиций сайта». За ними также прячется вполне понятный объем работы, причем у многих этот объем работы стоит в десятки раз дешевле выставленной стоимости (а иногда никакой работы вообще не делается).

После этого все вопросы обычно снимаются. Ведь никому не приходит в голову спросить почему 1 кг сахара стоит дешевле, чем 100 кг? Здесь картина аналогичная. Много работы – много денег, мало работы – мало денег. Цена работы – это уже отдельный вопрос. Качество стоит дороже и его оценка на этапе заключение договоров вряд ли возможно в данном случае.

И я в который раз повторюсь: если не понятно - спрашивайте, если ситуация кажется подозрительной - привлекайте специалистов со стороны для консультаций. SEO продвижение занимает от 6 месяцев и даже если сумма контракта небольшая, то упущенная прибыль из-за потерянного времени может быть много больше.

Знаете ли Вы какие-то подозрительные предложения в SEO? Что выдает явных мошенников и людей откровенно не компетентных?