Меня зовут Леонид Бугаев.

Последние 20 лет я являюсь бизнес-директором. В самом начале, когда я пришёл в студию Артемия Лебедева, понял – в этой профессии денег недодают. Что делать? Ведь в Москве хочется жить хорошо. Взвесив все «за» и «против», я ушел во фриланс.

Продавать в этой сфере я научился довольно быстро. Сотрудничество с Microsoft в 2001 году стало показателем успеха.

Десять лет я был подрядчиком всех ключевых диджитал-студий, которые так или иначе задавались вопросом: что лучше? Медийная реклама или красивые баннеры, сделать по брифу или по гайдам? Однажды мне стало катастрофически не хватать времени и я понял, что пришло время нанимать людей. И вот здесь возникает первое препятствие. Зачастую кажется, что все понимают, как надо делать. А вот и нет – не понимают.

Первые шесть лет я пытался работать «в кэше», потом сказал - «всё». Потому что обороты стали большие. В это же время мы выводили клуб компании. Параллельно я смотрел, как большие взрослые ребята с опытом бизнеса в маркетинге зарабатывают суровые сотни миллионов стерлингов. Так оценка компании на выходе составляла 220 миллионов фунтов.

В итоге я заработал достаточно денег, чтобы получать удовольствие от жизни, и спросил себя: «Что дальше?»

Ведь хочется творить добро.

Стоит отметить, что я продолжаю заниматься дизайном в свободное время. К примеру, я куратор курса в Британской Высшей Школе Дизайна. Делюсь опытом, знаниями и связями с дизайнерами мобильных приложений.

С 2010 года я исполняю функции генерального директора. Поэтому все проблемы, которые могут возникнуть при запуске нового проекта, знакомы мне не понаслышке. Я все их прошёл.

Есть один очень полезный навык – уметь правильно тратить деньги. Вообще я на себе ощутил большинство проблем. Например, жадность – это история про то, как идея сэкономить деньги приводит к тому, что тратишь невероятное количество человекочасов, которые ты бы мог потратить на другие, более важные проекты. Да на тот же Microsoft.

Что касается темы подрядчиков, то лично у меня всё держится на связях. Так называемое «сарафанное радио» действует очень эффективно. В Москве, да и в целом по России принято передавать ценных сотрудников из рук в руки.

К слову, такая практика действует где-то с 98-го года. Когда я это осознал, то стал идею поддерживать и передавать другим. Таким образом, связи и возможности выйти на определённых людей меня порой очень спасали. Потому что помимо дизайна люди стали приходить и просить помочь с разрешением той или иной проблемы.

Здесь на помощь приходят социальные сети. На сегодняшний день стёрлись границы и непонятно, где дом, где работа, а где профессиональное сообщество. Тем не менее, я получаю кайф от общения с людьми.

Последние шесть лет я соединяю людей, помогаю им найти ресурсы и инвестиции. Это актуальная история про рынок людей, которые приносят доход. И это только качественные связи, которые наработаны годами.

То есть то количество людей, которое у меня есть, расширяет возможности каждого из вас! По моим наблюдениям 20% компаний получают 80-90% прибыли, и всё потому, что в стране кризис. Конечно же, какая-то часть денег остается фрилансерам. И это настоящая битва. Поверьте мне, я сам всё это видел.

Лично я выбираю подрядчиков так: одна-две ошибки – ничего страшного, но если ошибки продолжаются, «прости, чувак, у меня нет шансов тебе больше доверять». Также должно быть чёткое понимание, что у вас есть один или два года совместной деятельности, а потом вы становитесь разными. А вот подрядчик должен быть классным, прям как жена, которая придёт и будет тебя любить.

Поэтому хороших подрядчиков мало, они быстро сгорают. Если вы хороший подрядчик, приходите, будем общаться.