К вам приходит сотрудник с заявлением и говорит, что решил уйти. Давайте попробуем получить максимум пользы от этого события. Основное — это получить максимум информации, но некоторые действия повлияют на финансовые показатели напрямую. 

Договоритесь

Уход хорошего сотрудника стоит денег. Надо потратить время и деньги на поиск нового, потом обучить его обязанностям, дождаться, пока он войдет в рабочий ритм и будет приносить доход. Постарайтесь договориться, чтобы он остался. Выясните в разговоре, куда он уходит и что вы можете предложить взамен. 

Для вас это хороший повод обратить внимание на уровень текучки. Если он высокий, то посчитайте, сколько вы на этом теряете или недополучаете денег. Возможно, также стоит оптимизировать процессы отбора, найма и обучения новых сотрудников. 

Расспросите про нового работодателя

Не договорились? Узнайте, куда человек уходит, чем он будет заниматься на новом месте. При наличии хороших отношений вы сможете узнать полезную информацию о конкуренте, рынке, новых проектах и т. д. 

Получите ценную обратную связь

Узнайте, почему человек уходит. Какие внутренние причины в компании послужили поводом? Чего ему не хватило, чтобы остаться? Может ли он дать рекомендации по улучшению каких-то рабочих моментов в компании или отделе.

Для вас это также хороший повод обратить внимание на трудности в рабочих процессах, на эффективность работы, на условия труда. Соотнесите их с упущенной выгодой, с вашей системой мотивации и придумайте, что можно улучшить, а от чего избавиться из-за неэффективности.

Часть тайного становится явной

Ваши отношения начальника и подчиненного завершаются и наступает самое время дополнительной откровенности. В доверительной беседе можно узнать настроения в коллективе, получить неформальную оценку оставшихся сотрудников, узнать о скрытых конфликтах. Не забудьте проверить полученную таким образом информацию. 

Сохраните хорошие отношения

Ушедшего сотрудника можно будет нанять на работу в будущем, когда он станет опытнее и полезнее для вас. Если поддерживать с ним контакт, то получаемая информация о его новом месте работы или опыте может оказаться полезной и для вашего бизнеса. И, разумеется, это ваш имидж работодателя, который он будет транслировать новым людям, осознанно или нет. 

Несколько общих советов

Подготовьте список тем и опросники для увольняющихся заранее. Собирайте всю информацию в одно место, например, таблицу. Через некоторое время вы сможете сделать анализ собранных данных и увидеть проблемы или потенциальную выгоду, где раньше их не замечали. Организуйте в компании регулярный сбор обратной связи и предложений от сотрудников и держите руку на пульсе событий. Обучите этому руководителей отделов и поделитесь с коллегами.