По поводу готового бизнеса, могу сказать одно – масса таких проектов у нас проходила именно в клиентских интересах.

Первая базовая позиция – ничего хорошего не продаётся просто так. Продаётся в России всё с каким-то подвохом. Либо какие-то векселя, либо какие-то отрицательные активы есть. Может быть, компания российская, у неё есть «дочка», которая взяла кредит в каком-нибудь швейцарском банке, но гарантом при этом является учредитель российской компании. В своё время они выдавали кредиты под гаранты россиянина, который предоставлял туда справки о доходах и так далее, то есть показывал стабильный доход. Кредит вовремя не оплачен, просрочен, договор нарушен, иски могут быть обращены сюда, в Россию, и здесь ни по какому бюро кредитных историй эта история не фигурирует. Поэтому обращаться в любой банк или службу безопасности бесполезно, ничего не найдёшь.

Но тем не менее, ситуация существует. Либо ещё проще – компания выписывает вексель. Вексель – это расписка в том, что должны денег. Если она обладает восемью признаками векселя, то это – вексель. Ты можешь купить компанию, потом придут люди и предъявят вексель: «Дружище, твоя компания нам миллион долларов должна». Можно, конечно, спорить.

У нас, кстати, единственная страна, где существует договор купли-продажи векселей. Больше нигде в мире этого нет, везде он передаётся с бланком или без бланка, неважно. А если принесут, и привет, можно купить компанию вот с такой вот «хреновиной», опять же купить билет на неприятности. Поэтому, нужно очень серьёзно смотреть, нужно чётко понимать, что ты покупаешь, и главное, зачем, какой смысл покупать просто юр. лицо какое-то. Юр. лицо можно сделать. Если покупать юр. лицо с какой-то сногсшибательной лицензией на что-то, вот единственный вариант. Например, с лицензией на производство крепких алкогольных напитков, но эта лицензия меняется, чаще всего, при смене учредителя, юр. адреса и так далее. Покупать какие-то активы, то есть не просто юр. лицо, а юр. лицо с активами, нужно делать очень глубокий не только due diligence и комплексный аудит рисков, связанных с этой покупкой.

Потому что due diligence далеко не все риски выявляет. Он не выявляет, например, административные риски региона. Кто-то создал компанию в регионе, ведёт бизнес, его регион давит, потому что там у губернатора или друзей компания-конкурент. Этот административный риск имеет место. Или налоговые риски высокие, или еще какие-то.

Это не значит, что не надо сделку делать, нужно эти риски монетизировать и понимать, во что они выльются. Монетизация рисков понижает стоимость и является хорошим аргументом на переговорах по стоимости компании.

У меня есть опыт покупки готового бизнеса – бензозаправки в Испании. Купил, потом, слава Богу, продал, хотя она была прибыльная. Но это на бумаге, на деле, она работала в «ноль», то есть окупала сама себя. Я примерно знал, что так будет, но мне нужно было эту ситуацию через себя пропустить, для того, чтобы предлагать потом некие подобные вещи клиентам, делать предупреждения рисков: «Ребята, вам это здесь продают, но это не от хорошей жизни, не от того, что вы им понравились, потому, что они хотят избавиться от ненужного актива, но принесет ли он вам прибыль, давайте смотреть». Для этого надо маркетолога нанимать, спрос изучать, это – сложный процесс.