Чему учиться на разных ступенях карьерной лестницы? Где и у кого учиться, чтобы экономно расходовать средства на повышение квалификации? Подобные вопросы неизменно встают перед теми, кто не желает останавливаться на достигнутом, и покоряет карьерную лестницу шаг за шагом.

Дж. Коллинз, автор книги «От хорошего к великому», разработал иерархию лидеров, которая помогает определиться с вопросами обучения и развития сотрудников и управленцев разных звеньев.

Отталкиваясь от теории Коллинза уровни развития лидерства можно представить в виде пирамиды.

Каждому из этих пяти уровней соответствуют свои задачи обучения, свои методики и способы получения знаний, свой уровень развития управленческого мышления

Каждая из ступеней карьерной лестницы надстраивается над предыдущей и предполагает накопление опыта и овладение новыми умениями и качественного изменения мышления. Рассмотрим все пять ступеней на пути от специалиста к директору крупной корпорации подробно.

Специалист эксперт (рядовой сотрудник)

Специалист или эксперт организации – это первый уровень карьеры. Компания предъявляет требования к нему лично. Его эффективность оценивается по плодам его труда. В нем ценят бухгалтера, или продажника, или производственника. Другими словами, человеку платят как специалисту, отвечающему за результат собственной работы. Кроме этого эксперт еще должен отвечать за свое поведение: соблюдать режим, выполнять регламент, придерживаться дресскода, не выходить за рамки субординации и др.

Предполагается, что такой работник владеет алгоритмами и технологиями выполнения конкретных профессиональных задач. Эти алгоритмы и технологии он почерпнул в учебном заведении и имеет диплом, в котором прописана специальность.

Развитие внутри специализации предполагает обучение на курсах повышения квалификации и «прокачивание» основных функций, необходимых для выполнения работы. Продвинутым уровнем развития внутри специализации считают освоение техники и технологий. Так, грузчик может освоить работу на погрузчике, врач может освоить работу с УЗИ, бухгалтер воспользоваться ПО для формирования отчетных документов.

На уровне специалиста у человека в руках всегда есть готовые решения для выполнения профессиональных задач. И это характерная черта именно этого уровня. Для всех остальных уровней мышления нет четких инструкций выполнения задач, а следовательно, требуется более продуктивное изобретательское мышление. Существуют определенные методики, техники, приемы для принятия решений, но нет четко заданного алгоритма действий.

Именно на этой самой первой ступени встает вопрос о дальнейшем построении карьеры. Стать узким высококвалифицированным специалистом, расширив и углубив инструментарий, или перейти на следующую ступень, качественно изменив свою деятельность?

Член команды

Член команды это следующий за экспертом уровень в построении карьеры и соответственно следующий уровень мышления. Член команды во многом еще специалист, но уже вместо местоимения «я» употребляет «мы». Тем самым демонстрирует готовность нести коллективную ответственность за плоды труда. Люди, встроенные в совместную деятельность, распределяют обязанности по достижению одного результата. Например, это может быть бригада по монтажу пластиковых окон. К профессиональной компетенции члена команды добавляется коммуникация, как умение налаживать контакт, продуктивно общаться, поддерживать атмосферу психологического комфорта внутри команды.

Около 80 % людей в организации останавливаются на этой ступени карьеры. Они умеют выполнять определенный круг действий по заданному алгоритму, соблюдают режим работы и умеют наладить диалог с другими членами команды.

Однако растущим организациям нужны работники следующих уровней. Бывает, что директор или другой управляющий орган предлагает кому-то из членов команды совершенно другую работу, связанную с принципиально другим уровнем развития мышления. Эта ступень связана с менеджментом.

Менеджер или руководитель

Деятельность менеджера оценивается уже не с позиций «я» или «мы», а с позиции «они». Насколько хорошо ты смог организовать выполнение задачи третьими лицами? Достиг ли твой отдел тех целей, что ему были поставлены? Не было ли нарушений организационного поведения среди твоих подчиненных? Удалось ли внутригрупповое профессиональное общение?

Распространена ошибка: считать, будто хороший специалист, зная работу изнутри, может легко управлять группой. Это не так, поскольку у специалиста нет нужных компетенций руководителя. Терапевта не учат быть главврачом. Учителя не учат общаться с завхозом и бригадой слесарей, управлять учебным процессом школы и следить за порядком в столовой. К управлению группой следует специально готовиться.

Управленческая деятельность включает:

 Планирование. Руководитель всегда должен расширять горизонт целеполагания для своей подчиненной группы и просчитывать результат сегодняшней деятельности на 1-2 года вперед. Менеджер – это заказчик цели, как образа желаемого результата. Именно он должен видеть, что нужно делать сегодня, чтобы получить желаемое через год или даже два.

 Организацию, как обеспечение всеми необходимыми ресурсами для выполнения конкретных задач. Распределение ресурсов включает пооперационный анализ деятельности и постановку задач каждому. Кроме этого организатор должен двигать процесс от приказа к коучингу, т.е. не только сформулировать прямое повеление, но и привести команду к принятию совместного решения.

 Мотивацию. Руководитель формулирует цель, очерчивает (ограничивает) ресурсы для выполнения поставленных задач. И также он должен наполнить смыслом работу каждого сотрудника. Почему человек должен с 8 до 18 с перерывом на обед что-то делать и делать хорошо? Ради денег. При этом следует учитывать, что зарплата, как мотиватор со временем теряет актуальность, если не прирастает. Есть виды деятельности, в которых денежное вознаграждение неограниченно. Например, риелтор, получая процент с продаж, сам себе повышает заработок, продавая все больше день ото дня. Но чаще всего невозможно повышать зарплату каждые три-четыре месяца, тогда руководитель должен педалировать другие мотивы. Такие как, сохранение стабильного достатка, возможность узнавать что-то новое, получать признание и почет.

 Координацию. Менеджер всегда должен реагировать на изменения, уметь ломать шаблонные алгоритмы выполнения задач, корректировать работу и вносить инновации в деятельность подчиненных. Осмысление, фильтрация и донесение информации, транслируемой сверху – тоже одна из компетенций менеджера.

 Контроль. Умение сравнить полученный результат с поставленной целью, умение проследить за самим процессом и сопоставить его с эталоном, маркировать деятельность сотрудника, как успешную или нет. Контроль подразумевает последующую коррекцию и фиксирование лучшего результата. В фокусе внимания менеджера находятся не только ошибки сотрудников, но и их достижения, которые следует распространить как положительный образец.

Директор

Директор – это человек, который занимается стратегическим планированием. Директор не занимается управлением людьми, он принимает управленческие решения. Деятельность директора оценивается по успешности компании, он отвечает за бизнес целиком. Стратегическое мышление предполагает просчитывание вариантов на 5-10 лет вперед и выбор пути развития компании согласно этим расчетам. Для этого ваше мышление должно быть достаточно глобальным. Директор видит и понимает события и механизмы работы мировой экономики, отслеживает судьбу отрасли в целом. Стратегический менеджмент включает:

1. Тактическую работу с проектами. Проекты здесь следует понимать, как умение запускать организационные изменения.

2. Финансы, как умение подводить финансовое обоснование под проекты.

3. Работу с кадрами. Не с людьми, и даже не со специалистами, а именно с кадровыми ресурсами, персоналом безотносительно лиц и характеров.

4. Маркетинг. Директор следит за событиями на рынке, в политике, смотрит на конкурентов, собирает информацию с выставок и конкурсов. Видит картину бизнеса в целом и место своей компании в нем.

Руководителем становится тот, кто перестает смотреть на свою организацию, как бывший грузчик или повар. Директор смотрит на компанию, как на машину, включенную в бизнес-процесс. Не отдельные детали, а именно единый механизм.

Лидер (руководитель, наделенный властью)

Следующая ступень восхождения по карьерной лестнице – это выход на уровень деятельности, когда объектом приложения сил является не организация, а социум. Это директора градообразующих предприятий и руководители федеральных транснациональных корпораций. Для людей этого уровня актуальны вопросы макроэкономики, социологии, мирового политического процесса.

Успешность карьеры зависит от того, чтобы на нужном этапе карьерного роста вы овладевали новыми компетенциями, получали нужный современный инструментарий и технологии, применяли их на практике и видели перспективу развития.