Наша группа компаний занимается комплексным интернет-маркетингом, начиная от простейших вещей вроде создания и продвижения сайта, и заканчивая комплексными решениями по развитию бизнеса клиентов в онлайн-среде – performance marketing.

Как пример: есть клиент и есть цель – выйти через год на доход в 10 миллионов. Наша задача – выстроить полную стратегию развития данного клиента с нуля до 10 миллионов по всем онлайн-каналам. И, соответственно, реализовать данную стратегию совместно с клиентом.

Последние 5 лет являюсь руководителем группы отдела продаж. Также в частном порядке веду проработку двух направлений бизнеса. Один связан с пищевыми добавками на основе мёда – «АПИ-тоник», где мы разработали методологию вытяжки сухого мёда с добавлением пчелиной пыльцы и маточного молочка. Это натуральный биоактивный стимулятор, который является источником витаминов, углеводов и полезных ферментов. Оказывает противовоспалительное, антибактериальное, тонизирующеё действие. А второе направление – это завод мороженого в Крыму. Планируем поставки мороженого в Москву и Московскую область, а потом и в регионы РФ. Это такой глобальный процесс, который только сейчас запускается.

Что касается выбора подрядчиков, расскажу как со стороны исполнителя, так и как со стороны заказчика. Мы никогда не участвуем в тендерах, если видим, что заказчик выбирает из 10-20 подрядчиков и начинает собирать предложения по рынку.  Путём переговоров я понимаю, одни мы там или нас там пятеро, шестеро или больше. Если больше пяти, заказчик, как правило, сам начинает путаться в показаниях и перестаёт понимать, чего же он в итоге хочет. Также его начинают путать сами подрядчики, перетягивая одеяло на себя в попытке забрать клиента любой ценой.

Первично определите сами для себя чёткие цели. Опишите задачу для себя любимого на бумаге, в цифрах. Чего хотите достичь, когда, сколько денег готовы инвестировать, зачем вы это хотите делать. После чего выходите на охоту за специалистами. За теми, кто будет исполнять. Но ищите не исполнителя, а партнёра, который готов с вами вместе за ваше вознаграждение выполнять задачи и достигать поставленных целей.

Рекомендую определить первичные критерии подрядчика путём выборки по рейтингу, отзывам, рекомендациям. Выбрать стоит не более пяти организаций и с ними вести диалог. Почему не более пяти? Вы сами начнёте путаться, кто хороший, кто плохой, а где просто менеджер понравился.

С любым подрядчиком вы, как правило, попадаете на первую линию фронта – это менеджер по продажам. Его учат красиво говорить, это натасканный бульдог.

Именно поэтому желательно, чтобы на встрече присутствовала производственная линейка: арт-директор, дизайнер – люди, которые будут делать сайт руками. SEO-специалист, аккаунт-менеджер. То есть те люди, с кем будете долгое время сотрудничать после продавца. Задайте им вопросы, как они видят работу с задачей, познакомьтесь с этими людьми. Тогда вы получите более целостную и более реальную картину, а не красивые слова менеджеров по продажам.

Если нет возможности приехать, то есть скайп. Я скайп вижу как встречу: сидят люди, лицом к лицу, сидит производственная линейка, SEO-специалист, и мы общаемся.

В случае создания сайта очень рекомендую дробить задачу на несколько составляющих: написание технического задания, протипирование, дизайн, вёрстка, программирование и наполнение сайта уже под ключ. Разбивайте на этапы – так вы минимизируете свои риски и не столкнётесь с проблемой возврата денег. Есть ребята хорошие, классные, без проблем возвращают деньги. А кто-то начнёт тянуть этот процесс, и вы увидите эти деньги через полгода-год. более того, после написания и утверждения ТЗ вы: а) уже более-менее чётко увидите, как команда работает; б) если цена после оценки написанного ТЗ вырастет и будет высока для вас, то с этим документом найдёте себе другого подходящего исполнителя. 

Подрядчик, которого вы ищете, также должен быть готов разбить создание сайта на этапы. Обязательно предупредите подрядчика, что оплачивать вы будете поэтапно. Оплатили первый этап – написали техническое задание, сделали прототипы, вы всё это проверили, согласовали с исполнителем. Вас всё устраивает, корректировки внесли – можете идти дальше. Даже если вы понимаете на первом этапе, что исполнитель по каким-то причинам вас не слышит, вы первый этап уже закрыли, техническое задание у вас на руках, и можно смело выбирать следующего подрядчика. И по этой модели можно работать с любым количеством подрядчиков.

И последнее. Если вы ставите задачу подрядчику, будьте добры придерживаться своих требований. Меняя их, вы сами себе растягиваете процесс и сроки, а виноват становится подрядчик, потому что он не успевает что-то сделать. У подрядчика свои бизнес-процессы и вы наверняка не единственный его заказчик.

Эти простые правила позволят избежать ситуаций, когда три месяца работы растягиваются на полгода или год, и вы «вывалились».

Также запомните правило: если вы ищете профессионалов, тех, кто сделает качественную работу и достигнет поставленных целей, то перестаньте лезть к ним со своими комментариями, что и как надо делать.