Помощь
Вопросы Решения Блоги Сообщество Возможности Мероприятия

У вас отключены Cookies. Для полноценной работы с сайтом необходимо их включить.

Ольга 5
Посредник
Вопрос закрыт

Коллеги, поделитесь, пожалуйста, практическим опытом взаимодействия с Российским авторским обществом по вопросу фоновой озвучки коммерческих помещений (бары, рестораны, фитнес-клубы, магазины и т.д.). Есть ли сложности? Какие вопросы хотелось бы решить или упростить?

Екатерина 70
Финансист, умею законно снижать налоги.
10 января

Сложности, конечно есть, в том смысле, что очень мутное правовое поле. Куда стучаться и как оформлять эти права - не понимаем, поэтому используем радио-яндекс в надежде, что пронесет

Ольга 5
Посредник
10 января

А не пробовали MixInBox или Бубуку какую-нибудь? Сейчас много организаций, которые предлагают более бюджетную альтернативу. Прямые договоры с авторами музыки и РАО не придерётся. Хотя права покачать могут.

Екатерина 70
Финансист, умею законно снижать налоги.
10 января

Вот ситуация, что "покачать права могут" просто убивает. На самом деле очень нужна внятная консультация юриста

Ольга 5
Посредник
10 января

"Покачают права" и уйдут ни с чем всё же лучше, чем если обоснованно оштрафуют. И есть сервисы, которые кроме предоставления услуг оказывают юридическую поддержку. На сайте MixInBox, например, можно прямо в личном кабинете пользователя скачать документацию, которая РАОшников отвадит. А цены за озвучку, по сравнению со взносами и тем более штрафами, просто смешные. Т.е. услуги такого рода востребованы, как я понимаю.

Екатерина 70
Финансист, умею законно снижать налоги.
10 января

Точно востребованы, у меня часто спрашивают, но я сама о MixInBox первый раз слышу. Спасибо за вопрос

Ренат 24
патентный поверенный
10 января

Здравствуйте, Ольга. Как юрист в сфере интеллектуального права часто сталкивался с РАО, и с многочисленными проблемами в сфере защиты авторских прав именно через них (город Москва). Я бы Вам порекомендовал сначала должным образом защитить авторские права, можете позвонить мне, я объясню, как это сделать. После этого уже можно заниматься переговорами с РАО или с правообладателями напрямую. Последний вариант гораздо удобнее, т.к. РАО за последние годы себя очень плохо зарекомендовало, много скандалов, связанных с банальным воровством денег правообладателей и невыплаты этих денег законным владельцам.

Ольга 5
Посредник
10 января

А какие авторские права, как владельцу коммерческого помещения, нуждающегося в озвучке, Вы предлагаете мне защитить?
Что касается продашна нашего продюсерского центра, то музыка издаётся на лейблах, им и передаются права. У сервисов типа MixInBox прямые договоры с авторами на воспроизведение. Нужно что-то ещё?

Никита 60
Аутсорс предприятий. Контекстная реклама
10 января

Авторское право является достаточно сложным институтом гражданского законодательства. Это вызвано прежде всего тем, что сами по себе отношения, которые возникают по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства являются крайне разнообразными, многоуровневыми и сложными. Кроме того, отношения авторских и смежных прав регулируются большим количеством нормативных актов, объем и содержание которых для "неспециалиста" является неподъемным.

Например, не все знают, что авторское право охраняет только оригинальные творческие результаты - это установлено судебной практикой (см., в частности, п. 1 и 2 информационного письма ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Оригинальность понимается как уникальность, неповторимость в случаях параллельного творчества: два автора, работающие независимо друг от друга, не могут создать одинаковые оригинальные результаты, а если таким образом все же созданы одинаковые результаты, то значит, что они не являются оригинальными и потому авторским правом не охраняются.

Различают две ситуации, в которых владельцы авторских и смежных прав могут защищать свои нарушенные права. Первая ситуация - нарушение партнером условий договора о предоставлении авторских и смежных прав. Вторая ситуация - бездоговорное нарушение авторских и смежных прав. Авторы и иные правообладатели всегда имеют право на судебную защиту.

Ольга 5
Посредник
10 января

То что они имеют право на защиту это понятно. Но кто будет их защищать они тоже могут выбрать. Например, я как автор не хочу чтобы мои вопросы решало РАО. И выплат от них я вряд ли дождусь. Мне проще договориться с популярным сервисом, где я смогу проследить воспроизведение своих треков и буду уверена в честных выплатах.
Или я, как собственник помещения, могу выбрать платить ли гигантские взносы в РАО, но иметь возможность проигрывать любую музыку какая мне нравится или заключить договор с тем же сервисом, у которого прямые договоры с авторами, и экономить на выплатах.
Суть вопроса в том как проще, выгодней и безопасней.

Ренат 24
патентный поверенный
10 января

Ольга, тогда Вам нужно заключать договора с сервисом MixInBox напрямую, раз они владеют правами, и обязательно внимательно читать, что указано в данном договоре.

Victor 8
Юрист
10 января

Ольга, здравствуйте!
На протяжении нескольких лет я активно участвовал в формировании положительной судебной практики в сфере противодействия РАО и ВОИСу, которые обычно идут рука об руку, правда, это зависит от регионов (например, РАО менее активно в Петербурге и Москве, чем в других городах, в отличие от ВОИС, и наоборот). Дошли до того, что на основе обобщения многих наших дел Высший арбитражный суд перед прекращением своей деятельности издал отдельное Постановление Пленума по вопросам коллективного управления правами.

Выработали множество отличных подходов, которые сейчас часто ложиться в основу позиций многих наших коллег сейчас.

Что касается ваших вопросов, то проблемы следующие:

- РАО и ВОИС в силу закона не имеют право самостоятельно использовать объекты интеллектуальной собственности, право на публичное исполнение которых предоставляют. В силу ограниченной законом правоспособности под большим вопросом законность сервисов, которые они сами анонсировали под конец года. Насколько я знаю, они пытались обращаться к мейджорам за предоставлением контента для их сервисов, но им отказали, поскольку денег иностранные правооблдатели получают, скажем так, не очень много.

- в силу закона и так называемой "государственной аккредитации" названные организации только предоставляют право использования путём публичного исполнения (РАО) или собирают вознаграждение за такое публичное исполнение без предоставления каких-либо прав (ВОИС). Вопрос - откуда же брать контент? А ниоткуда. Поскольку право на воспроизведение (то есть копирование) эти организации никак не могут предоставить, все начинают пользоваться либо обычным интернет-радио (а за него надо платить в РАО и ВОИС опять же), либо формируют плей-листы в социальных сетях, либо вовсе качают музыку на флешки. Это всё грозит административным штрафом в 40 000 рублей и конфискацией оборудования. И это всё может случиться даже при наличии договора с РАО и ВОИС. Как раз недавно в Новгородской области одна организация оказалась в такой ситуации. А РАО и ВОИС развели руками, мол, за контент мы не отвечаем.

В итоге получается, что альтернатива - независимые музыкальные агрегаты, которые имеют свои договоры с правообладателями. Закон разрешает заключать пользователям договоры напрямую с правообладателями - в таком случае организации коллективного управления идут мимо вашего заведения. "Качания прав" бояться не надо. Если поставщик музыкального контента не мошенник и не является агентом РАО или ВОИС (а такие тоже на рынке сейчас есть, правда, говорят о том, что с ними-то работать безопасно), то вы можете чувствовать себя спокойно.
Я уже несколько лет работаю в партнерств с сервисом IMSTREAM (www.imstream.net) - сервис предлагает удобные интерфейсы, возможность составления нескольких плей-листов, размещения рекламной звуковой информации в музыкальном потоке и даже оффлайн-сервис, если у вас плохо с интернетом в заведении + прозрачную систему отчислений правообладателям.

В активе более 20 000 треков + около 90 000 в возможностях расширения, услуги по составлению плей-листов и бесплатное юридическое сопровождение в случае "наезда" РАО, ВОИС, Прокуратуры и полиции, ну, конечно, если вы используете только треки сервиса.
Выгоднее и безопаснее - с независимыми законными сервисами. Кстати, обратите внимание, низкая стоимость услуг, скорее всего, говорит о том, что контент не совсем законный. В этом бизнесе есть реальная себестоимость, поскольку правообладатели не отдают в публичное исполнение треки бесплатно. Экономика этого бизнеса требует определённой ценовой политики. У сервиса, с которым работаю я, цена примерно в два раза меньше, а иногда ещё меньше, чем совокупный платёж в РАО и ВОИС.

Находитесь на Facebook или в ВК, заходите ко мне на сайт, давайте дружить и вместе делать российский медиарынок чище и цивилизованнее!

Екатерина 70
Финансист, умею законно снижать налоги.
10 января

Виктор, большое спасибо за аргументированный и четкий ответ.

Ольга 5
Посредник
11 января

Благодарю за информацию. А можно поподробнее о сервисах - агентах РАО и ВОИС? Не знала об их существовании. Это какие, например? Как на них не нарваться?

Victor 8
Юрист
11 января

Перечислять не буду, чтобы не делать им рекламу) Но обычно они говорят о том, что они вам могут предложить ЛЮБУЮ музыку, текст договора обычно не содержит отсылки к какому-либо перечню произведений / фонограмм в отношении которых осуществляется управление правами, такие перечни часто сформулированы по принципу, "если произведение не изъято из управления и не указано в таком качестве на сайте РАО или ВОИС".

Цены могу быть чуть ниже, чем у РАО и ВОИС, так как таким "музыкальным операторам" (статус музыкального оператора РАО и ВОИС также часто даёт сетевым заведениям с большим количеством точек публичного исполнения) РАО и ВОИС дают небольшую скидку. Собственно, чаще всего на эту дельту эти "посредники" и существуют.
Если вы видите в договоре что-либо про право на "воспроизведение" (это копирование), то это, с одной стороны, может свидетельствовать о том, что организация не имеет отношения к РАО или ВОИС (право на воспроизведение - это чрезвычайная редкость для них), а с другой стороны, может говорить о том, что вас обманывают. Как я сказал, не так-то много подобных организаций действительно получило право на воспроизведение от своих контрагентов, предоставивших контент.
Чтобы убедиться в том, что вас не обманывают, необходимо либо запросить 3-4 договора с правообладателями в отношении конкретных треков, либо увидеть в договоре заверение (гарантию), в соответствии с которым ваш контрагент сам является правообладателем (обладает исключительным правом). Вы также можете ознакомиться с офертой для правооблдаталей на сайте (обратите внимание, именно для правообладателей) - из неё сразу станет понятно, как работает сервис.

Вот вам пример (посмотрите примеры открыто размещённых договоров с различными категориями правообладателей), на сайте IMSTREAM (наверху есть раздел "Правообладатели")

Ольга 5
Посредник
11 января

Спасибо.

Victor 8
Юрист
11 января

Но вы, я так понял, этим и занимаетесь?)

Ольга 5
Посредник
11 января

Я пока мониторю ситуацию, изучаю базу и рассматриваю возможности.

Victor 8
Юрист
11 января

Самый дешёвый вход в этот бизнес - нарушать закон и обманывать пользователей. До поры до времени. В какой-то момент это станет в один момент очень дорого.

Более дорогой способ - стать агентом РАО или ВОИС. Никакого уважения к вам на рынке + маленькая маржа.

Самый дорогой - сделать собственный сервис и заключить договоры с правообладателями. Долго, дорого и доходно.

Есть промежуточный вариант - стать агентом уже имеющегося сервиса. Если интересно, напишите мне на фейсбуке, обсудим.

Ольга 5
Посредник
11 января

Первый вариант не рассматривается в принципе. РАОшники уважения у меня, как человека имеющего отношение к музыке, тоже не вызывают. Собственный сервис - интересно, но уж больно хлопотно. А вот возможность представлять достойный сервис и помогать ему развиваться совсем другое дело. Пока меня заинтересовал MixInBox, потому что я знаю на какой базе и кем он основан. Но Ваша компетентность и пламенная речь меня тоже впечатлили)

Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность отвечать на вопросы